ОмскЛитераТУР­­­­ 
Телефон +7 (3812) 24 68 82
Адрес ФГБОУ ВО Омский государственный технический университет, кафедра "Туризм, гостиничный и ресторанный бизнес", Россия, г. Омск, ул. Певцова 13, 306
E-mail kafgd@list.ru
Федор Михайлович
Достоевский
Фёдор Михайлович Достоевский – это мировая литературная личность, его творчество остается актуальным на протяжении нескольких веков. Писатель оказался в Омской крепости отбывал каторжный срок 4 года ( с 23.01.1850 - 23.01.1854 гг.). Когда он прибыл на каторжные работы в Омск ему было 28-лет. Каторга трансформировала его личность и наложила глкбокий след на литературное творчество. Достоевский писал в своих черновых тетрадях: «И никогда ещё человек, более преисполненный надежд, жажды жизни и веры не входил в тюрьму».
Федор Достоевский был выпускником Инженерного училища. В апреле 1849 г. писатель был арестован. Причиной ареста послужило его участие в обществе «петрашевцев», где велись беседы на тему свободы печати, судебной реформы, отмены крепостного права.
Восемь месяце молодой достоевский находился в Петропавловской крепости. После был обвинен в «недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского» и решением военного суда был приговорен к смертной казни через расстрел.
События дня смертной казни Достоевский помнил ясно и говорил, никогда не сможет их забыть. Вот как описываются события того дня в литературных источниках.
«Недалеко от эшафота были врыты три столба, к которым привязывали приговорённых, надев на них белые, длинные балахоны (смертные одежды). Троих первых повели к столбам, привязали, на глаза надвинули белые колпаки, чтобы не видели ружей. Возле каждого столба выстроились солдаты по несколько человек. Достоевский был в третьей очереди расстрельных… Священник обошел всех приговоренных. Солдатам был отдан приказ целиться… Вдруг прозвучала барабанная дробь. Это была команда отбоя. Зачитали дарование Государем Императором жизни приговоренным и о замене смертей казни каждому наказанием в соответствии с провинностью.
Достоевский был приговорили к четырем годам каторги с последующим зачислением рядовым на военную службу.
23 января 1850 года повозка с ссыльными Федором Достоевским и поэтом Сергеем Дуровым въехала в через Тарские ворота Омскую крепость и свернула налево, туда где находился каторжный каземат. Достоевский был причислен в арестантскую роту № 55 «чернорабочим». На каторге писатель испытал трудности как душевные так и физические. Он работал на кирпичном заводе, толок алебастр, трудился в инженерной мастерской, чистил снег на улицах города, разгружал баржи на Иртыше.
По окончании ссылки Достоевский отправился служить рядовым в Семипалатинск. В 1859 г. из-за болезни писателю было разрешено оставить военную службу. По возвращению домой, Достоевский посетил город Омск. В письме к А.И. Гайбовичу он написал: «В Омске пробыл трое или четверо суток. Был у старых знакомых и начальников, как то: де Граве и проч. ...».
Жизнь Достоевского в Омске стала темой для его книги «Записки из Мёртвого дома». Где он описывает события своей жизни в сибирском остроге.

«Помню, что во время, - писал впоследствии Достоевский о своей каторге, - несмотря на сотни товарищей, я был в страшном уединении, и я полюбил, наконец, это уединение. Одинокий душевно, я пересматривал всю прошлую жизнь… Я ждал, я звал поскорее свободу, я хотел испробовать себя вновь на новой борьбе… Свобода, новая жизнь, воскресенье из мёртвых. Экая славная минута!»

Источники:

Тарские ворота

(ул. Партизанская)


23 января 1850 г. ссыльнокаторжные Фёдор Достоевский и Сергей Дуров на тюремной повозке въехали через Тарские ворота в Омскую крепость.
Тарские ворота построены в 1792 г. на северной крепостной линии, в 1959 г. были разобраны, восстановлены в 1991 г. на историческом фундаменте.

Место каторжного острога. Кордегардия


Кордегардия - помещение для караула, охраняющего крепостные ворота. Является разновидностью фортификационных сооружений. Сооружение на исторической терриориии Омской крепости не сохранилось, но располагалось оно возле Тарских ворот. Здесь проводили после опроса арестантов обривали.

Место каторжного острога (каторжный барак)

Фундамент каторжного острога был найден случайно при реконструкции северной части Театрального сада в 2015 г. (в настоящее время в руинированном состоянии) Ранее был сложен из добротного кирпича. Это фундамент «Мертвого дома», о котором повествуется в романе Федора Достоевского.

Тобольские ворота

Тобольские ворота – одни из старейших омских построек: единственные подлинные из четырёх ворот II Омской крепости, сохранившиеся до наших дней. Были построены в 1791–1793 гг. в стиле позднего барокко. В воротной арке остались оригинальные кованые петли, на которые навешивались собственно ворота. С внешней стороны, на южном фасаде, прикреплена мемориальная доска: «В Омской крепости с 1850-го по 1854 г. отбывал каторжные работы великий русский писатель Ф. М. Достоевский осуждённый царским судом по делу петрашевцев. Писатель проходил через Тобольские ворота в числе других каторжан на берег Иртыша на каторжные работ: разгрузку барж, заготовку кирпича.

Место каторжных работ

Место каторжных сейчас Центральный пляж Омска.
Ф. М. Достоевский проходил через Тобольские ворота и попадал на место каторжных работ, там на самом берегу Иртыша стоял холодный алебастровый сарай, в котором трудились омские острожники.
«На алебастр назначали обыкновенно человека три-четыре, стариков или слабосильных, ну, и нас в том числе, разумеется; да, сверх того, прикомандировывали одного настоящего работника, знающего дело», — читаем в «Записках из Мёртвого дома».
Каторжники обязаны были самостоятельно зарабатывать на своё содержание. «Работа доставалась тяжёлая <…>, и я, случалось, выбивался из сил, в ненастье, в мокроту, в слякоть или зимою в нестерпимую стужу», — писал Фёдор Михайлович в письме брату Михаилу в 1854 году.

Инженерные мастерские

В Инженерной мастерской (построена в 1843 г. из красного кирпича в стиле безордерного классицизма) велись работы по производству строительных материалов, именно здесь в 1850 году заковали в кандалы Ф. М. Достоевского, а в 1854 году, по окончании срока каторжных работ, освободили от них, здесь писатель трудился — он крутил точильное колесо. Сейчас здание инженерной мастерской расположено в центральной части историко-культурного комплекса «Омская крепость» по адресу ул. Партизанская 5А. Площадь здания Строение 230 квадратных метров.

Генералитетский дом

Ф. М. Достоевский недолгое время работал Генералитетском доме, писарем в канцелярии. В середине XIX в. в доме находилась инженерная канцелярия и жил начальник инженерной команды Сибирского отдельного корпуса генерал И. С. Бориславский. Это был одноэтажный каменный дом с примыкающим к нему большим деревянным флигелем, построенный в 1796 г. На старых планах дом именуется генералитетским. В середине XIX в., до постройки генерал-губернаторского дворца (ныне областной музей), дом с флигелем занимал генерал-губернатор.
Многие известные путешественники и ученые бывали в свое время в этом доме. В середине августа 1829 г. здесь был знаменитый естествоиспытатель и путешественник Александр Гумбольдт. В генералитетском доме жил великий русский металлург П. П. Аносов. 2 июня 1856 г. в генералитетском доме представлялся генерал-губернатору Г. X. Госфорду прибывший накануне в Омск молодой русский географ Петр Петрович Семенов (впоследствии Семенов-Тяньшанский).

Здание военного суда

Здание военного суда (ныне корпус медицинской академии на Спартаковской, 9) было построено в середине XIX в. на территории Омской крепости. В строительстве здания участвовал Ф. М. Достоевский. Писатель участвовал в отделочных штукатурных работах. В 1858 г. здание в стиле классицизма наконец построили, и в нём разместился военный суд, с 1982 г. исторический памятник передали медицинскому вузу. С тех пор здесь располагается один из корпусов Омского государственного медицинского университета. В корпусе находится кафедра гистологии и эмбриологии. Ей принадлежит музей с микроскопами XIX–XX вв. В 1994 г. здание признали памятником истории и культуры регионального значения. Архитектура здания выполнена в рамках классицизма, но поскольку дом предназначался под военный объект Омской крепости, то его декор и формы функциональны, лаконичны и просты.

Бывший плац Омской крепости

Это ядро крепости, её центр, а значит – и всего Омска периода пребывания в нём Ф. М. Достоевского. Омск рос и развивался вокруг крепости. Она же сформировалась вокруг площади плац-парадов. С конца XVIII в. здесь вырастал архитектурный ансамбль из построек в стилях классицизма и барокко, часть из которых сохранилась до наших дней или была воссоздана совсем недавно в близком к историческому облике.

Военный госпиталь

Основан в 1776 г. для больных военнослужащих (в 1799 г. он был ликвидирован, а 1 января 1812 г. вновь официально открыт по повелению императора Александра I), он являлся лечебным учреждением, предоставляющим не только военным, но гражданской части населения города все виды медицинской помощи. В 1813 г. были построены четыре больших корпуса, дома лекаря, аптекаря, смотрителя, лаборатория и кухня. В начале XX в. Омский военный госпиталь был крупнейшим медицинским учреждением не только Омска, но и всей Западной Сибири
В арестантских палатах Омского военного госпиталя неоднократно лечился великий русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский. Плохие условия жизни отразились на здоровье писателя. Именно в Омске у него начались припадки «падучей» (эпилепсии), проблемы с желудком. К физической работе Достоевский не привык и с огромным трудом выполнял ежедневный «урок» (план). Он часто лежал в госпитале, но этому скорее был рад: болезнь обеспечивала ему отдых и смену обстановки. Здесь он начал работу над книгой "Записки из мёртвого дома". В омском военном госпитале писатель начал собирать материал для своих будущих произведений. Фельдшер Иванов снабжал будущего русского классика бумагой. В госпитале Достоевский ввёл «Сибирскую тетрадь», значительную часть записей в «тетрадке каторжной» составляли частушки и поговорки, меткие выражения арестантов и тому подобные примеры живой народной речи и образчики произведений устного народного творчества, именно Достоевский оказался первым профессиональным собирателем каторжного и арестантского фольклора на нашей земле.

Воскресенский собор

Первое каменное здание Омска (построен в 1769–1773 гг. сибирскими зодчими Иваном и Кузьмой Черепановыми, разобран в 1958–1959 гг., заново отстроен на сохранившемся подлинном фундаменте в 2016 г. к 300-летию города. Каторжанина Фёдора Михайловича Достоевского водили на молитву именно в этот храм. Протоирей Дмитрий Пономарев был духовником писателя.
В свое время Воскресенский собор был главным храмом Сибирского воинства. В приделе молился Федор Достоевский, в самом соборе, ближе к алтарю – цесаревич Николай Александрович Романов (1891 г.), Верховный правитель России Александр Колчак, ученые Николай Пржевальский и Петр Тян-Шанский. В купели, которая была заботливо построена рядом с печкой, крестили Михаила Врубеля и Дмитрия Карбышева. А перед военным походом защиту у высших сил просили солдаты Ширванского полка.
Достоевский посещал «великопостные службы» в омской Соборной Воскресенской церкви, которая находилась недалеко от острога на территории Омской крепости. Отдохнуть получалось только в дни больших церковных праздников и великих постов, когда жителей острога вели в Воскресенскую военную церковь для исповеди и молитвы.
Собор вошел на страницы бессмертного произведения Ф. М. Достоевского «Записки из Мертвого дома».

Скульптура "Крест несущий", скульптор Александр Каправлов

Первым памятником Ф. М. Достоевскому в Омске была скульптура «Крест несущий» Александра Капралова, установленная возле драматического театра, вблизи территории каторжного острога. Еще в институте он создал эскиз памятника (это идея его дипломной работы), в 2000 г. воплотил в металле.
Уникальность работы А. Капралова состоит в том, что он сделал памятник конкретной исторической личности из сварного металла. Особенно сложной оказалась работа над головой скульптуры. В лице капраловского Достоевского – почти 500 сварных фрагментов. Кусочек к кусочку вымерялся по сантиметру, вырезался, пригонялся, приваривался – и портретное сходство удалось. Большое значение автор придает фигуре писателя, А. Капралов считает, что в ней тоже должна быть видна личность Ф. Достоевского. По мнению скульптора, нельзя лепить писателя просто как человека, стоящего в шинели. В самой фигуре должен читаться трагизм его творчества. И это скульптору удалось – во всем облике Достоевского чувствуется каторжник, несущий тяжкую ношу, свой жизненный крест.
Скульптура весьма необычна, выполнена из сварного металла, и благодаря тому, что не поставлена на постамент, создает впечатление присутствия Достоевского в нашем мире, его тяжкого вечного хода под грузом страданий и размышлений.

Памятник "Достоевскому", скульптор Сергей Голованцев

Памятник писателю работы скульптора Сергея Голованцева установлен возле Выставочного сквера, 12 ноября 2001 г. в честь 180-летия писателя. Выбор места для его установки – пересечение улиц Партизанской и Спартаковской – не случаен. Здесь, между Тарскими воротами второй Омской крепости и домом, где теперь расположен литературный музей имени Ф.М. Авторы памятника – скульптор Сергей Голованцев и архитектор Альберт Каримов. Модель памятника несколько лет простояла в мастерской скульптора. Мастер долго работал над образом писателя, неоднократно возвращался к нему, вносил изменения, уточнения, сделал десятки этюдов. В результате сегодня мы видим писателя, медленно идущего в сторону Иртыша, погруженного в себя, со склоненной головой. Создается впечатление, что Достоевский преодолевает сильный порыв ветра. Взгляд писателя задумчив и отрешен. Он словно шагнул к нам с пьедестала, чтобы продолжить свой скорбный путь и принять на себя новые муки. В руке Евангелие – единственная книга, которую ему было разрешено читать в остроге. На постаменте одно лишь слово – «Достоевскому».
Высота скульптуры вместе с постаментом 5 м. Примечательно, что изначально она была изготовлена из бетона, но в 2007 г. скульптуру заменили на бронзовую. Первый вариант теперь можно увидеть в Большеречье.
В работе над памятником очень помогла копия посмертной маски Достоевского, которая хранится музее им. Ф. М. Достоевского.

Гауптвахта

В крепости у зданий гауптвахты, кирхи, дома коменданта и других сооружений Федор Михайлович вместе с арестантами неоднократно разгребал снег, нанесенный буранами. Как писал сам Достоевский, он любил такую работу. После суточного бурана дома заносило чуть ли не под крышу. Арестанты трудились споро и весело, мороз и свежий воздух разгорячал их.
Памятник градостроительства и архитектуры федерального значения. Гауптвахта построена в 1781–1785 гг. в стиле сибирского барокко; старейшее из сохранившихся в Омске каменных зданий. С советского периода и по настоящее время в нём находится областной военкомат. Гауптвахта входила в комплекс зданий Омской крепости; здесь располагались комендантское правление, крепостной караул и помещения для отбывания дисциплинарных наказаний для военных. В ней же размещалась гарнизонная школа, где солдатских детей обучали грамоте, а затем — военно-сиротское отделение и училище азиатских языков (азиатская школа с 1789–1804 гг.), где готовили переводчиков татарского языка для службы с азиатскими народами
В «Записках из Мёртвого дома» упоминается в старом написании — как «абвахта». На здание прикреплена мемориальная доска о пребывании Ф. М. Достоевского в Омске.

Скульптура «Динамическое равновесие» Капралова

Парковая скульптура «Динамическое равновесие» имеет еще и другое интересное название – «Весы бытия». Скульптор Александра Капралов. По размерам высота скульптуры достигает 6 м. Она выполнена в форме весов, на которые водружен стул, стоящий на одной ножке. Монумент обозначает символ власти и ее шаткость, которую познал и сам Достоевский. Городская достопримечательность «Динамическое равновесие» была установлена неподалеку от Врубелевского корпуса музея изобразительных искусств в 1999-м году на улице Ленина.

Омский государственный литературный музей имени Ф.М. Достоевского (дом коменданта Омской крепости Алексея Фёдоровича де Граве)

Памятник истории и культуры регионального значения. Построен в 1799 г.; до 1864 года в доме жили коменданты Омской крепости, последним из которых был А. Ф. де Граве (1793–1864). В 1864 г. после упразднения крепости дом перешёл к окружному инженерному правлению, в нём размещались офицерские квартиры. В советское время здесь располагалось местное отделение Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры. С 28 января 1983 г. При последнем коменданте Омской крепости А. Ф. де Граве (1793–1864) Ф.М. Достоевский отбывал каторгу в Омской крепости.
Комендант крепости Алексей де Граве был человеком образованным и благородным. По воспоминаниям Фёдора Достоевского, в семье коменданта его «принимали как равного». По понятным причинам приёмы эти случились уже после каторги писателя. Но и до освобождения Фёдор Михайлович пользовался вниманием и участием коменданта, который по мере возможностей стремился облегчить участь петрашевцев в Омске. В 1852 г. Граве направил в столицу запрос, чтобы выяснить, нет ли возможности причислить Достоевского и Дурова к «военно-срочному разряду арестантов». В случае положительного ответа срок каторги сократился бы на 6 месяцев; плюс к этому Граве спросил начальство, нельзя ли освободить обоих петрашевцев от ножных оков. Положительный ответ он так и не получил.
В 1859 г., отбыв всё наказание и возвращаясь из Семипалатинска в европейскую часть России, Достоевский проезжал через Омск. Остановился он как раз в доме Граве, и литературоведы считают это стопроцентным доказательством того, что между комендантом и каторжником установились в своё время добрые отношения.
Сейчас экспозиция литературного музея посвящена Ф. М. Достоевскому, и рассказывает о развитии литературы в Сибири, о судьбе и творчестве сибирских писателей — от автора «Конька-горбунка» Петра Ершова до легенды русского панка Егора Летова.
В 1971 г. на комендантском доме был установлен барельеф с изображением русского классика и текстом: «В этом доме бывал великий русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский». Выполнил барельеф московский скульптор Дмитрий Манжос.

Улица Достоевского

В Омске есть улица, названная в честь Федора Михайловича Достоевского. Это одна из самых коротких и в то же время самых знаковых улиц в городе. Именно здесь располагается литературный музей, который носит имя писателя. Улица Достоевского – первая улица в России, названная его именем. Достоевский не раз бывал в этих местах. Улица имени Ф. М. Достоевского невелика – протяженностью около 150 м. Она расположена в самом центре нашего города на восточной стороне Выставочного сквера (бывшей площади плац-парадов Омской крепости). По ней можно пройти от Партизанской до улицы Победы. Всего 2 здания имеют адрес «улица Достоевского»: 1) литературный музей, носящий имя писателя (Достоевского, 1), и 2) музей культурного центра Управления МВД России по Омской области (Достоевского, 2)

Мокринский форштадт

Мокрый, или Мокринский форштадт (поселение у крепости) образовался в конце XVIII в. на правом берегу Оми, в её долине. Западной границей Мокрого был Чернавинский проспект (сейчас мы его знаем как Любинский — это часть современной улицы Ленина).
Форштадт часто подтапливался, откуда и пошло его название. Поначалу в нём селилась беднота; к концу XIX в., по переписи 1877 г., среди жителей Мокринского преобладали солдаты и мещане. Тогда форштадт начал застраиваться каменными домами.
В романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» упоминается село Мокрое — туда один из героев, Митя Карамазов, ездил кутить с возлюбленной, красавицей Грушенькой: «просадил в одну ночь и следующий за тем день три тысячи разом и воротился с кутежа без гроша, в чём мать родила». Хотя образ этого села в романе собирательный, впечатления писателя от омского Мокрого, несомненно, наложили отпечаток на созданную в произведении картину. Ведь именно в Мокринском форштадте располагались многочисленные кабаки, а на горе над Мокрым был «обжорный» ряд.

Памятник Чокану Валиханову

Скульптор Азат Баярлин, 2004 год. Памятник установлен возле консульства Республики Казахстан на улице, которая носит имя учёного и путешественника, казахского просветителя Чокана Чингисовича Валиханова (1835–1865). На пьедестале надпись: «Дар Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева городу Омску. 2004 год».
После освобождения из острога Фёдор Достоевский познакомился с Чоканом Валихановым благодаря Ольге Ивановой (в девичестве Анненковой). Молодые люди сдружились, несмотря на разницу в возрасте и социальном положении: сын султана, выпускник Омского кадетского корпуса офицер Валиханов был адъютантом генерал-губернатора Западной Сибири Г. X. Гасфорда.
После Омска, в ссылке (солдатчине) в Семипалатинске, Достоевский также имел возможность общаться с Валихановым лично — тот специально приехал, чтобы увидеться с Фёдором Михайловичем. А в дальнейшем они снова встретились, когда по пути из Семипалатинска в Тверь в 1859 г. писатель ненадолго заглянул в Омск по семейным делам.
Сохранилось несколько дружеских писем Достоевского и Валиханова. «Вспомните, что Вы — первый киргиз — образованный по-европейски вполне. Судьба же Вас сделала вдобавок превосходнейшим человеком, дав вам и душу и сердце», — таково было мнение о Чокане русского классика.
Как считают учёные-достоевсковеды, Валиханов послужил прототипом Версилова, героя романа «Подросток». Об этом исследователи судят, в частности, по заметке в рукописи Достоевского: «(страшное простодушие, Валиханов, обаяние)».

Сибирский (Омский) кадетский корпус. Второй приезд

В свой последний приезд в Омск писатель посетил омский кадетский корпус. Здесь им было подано прошение директору корпуса генералу А.М. Павловскому об исключении  из числа воспитанников его пасынка Паши Исаева (в связи с выездом в Россию). Достоевский переезжал из Семипалатинска в Омск. Из Омска в Россию Достоевский поехал по тому же Тюкалинскому тракту, по которому 9 лет назад он следовал на каторгу: через Тюкалинск, Абатское и далее на Ишим, минуя Тобольск...
Сибирский (Омский) кадетский корпус построен в 1826 г. по проекту архитектора А. Д. Захарова; расширен за счёт новых пристроек в 1879 г. архитектором Э. И. Эзетом. Также достраивался в советское время: новые помещения были необходимы для нужд располагавшегося в здании военного училища.
Инспектором классов в Сибирском кадетском корпусе в 1842–1862 годах служил полковник (в дальнейшем генерал-майор) Иван Викентьевич Ждан-Пушкин (1813—1872). Он познакомился с Достоевским во время пребывания писателя в Омске и как мог старался облегчить его участь, оказывая всевозможную помощь.
Позже в кадетском корпусе учился пасынок Ф. М. Достоевского — сын его первой жены, Марии Дмитриевны Исаевой (1824–1864), Павел. Он не был прилежным кадетом и доставлял много хлопот матери и отчиму. После семипалатинской ссылки писатель заезжал в Омск, чтобы забрать П. А. Исаева из корпуса. Тогда же Фёдор Михайлович имел счастливую возможность снова встретиться со многими своими омскими знакомцами.
На протяжении 2-х столетий, вплоть до июля 2020 г., здание Омского кадетского корпуса неизменно сохраняло первоначальную военно-образовательную функцию. В настоящее время закрыто на реконструкцию, а омские кадеты переведены в профильные образовательные учреждения в других городах.

Памятный знак, посвящённый 200-летию Достоевского, скульптор А. Капралов

На месте каторжного острога, где отбывал наказание Ф.М. Достоевский, установили памятный знак.
На площадке за Драмтеатром продолжаются раскопки омского острога, где отбывал каторгу Фёдор Достоевский. В честь этого неподалёку начали устанавливать памятный знак авторства Александра Капралова. Скульптура представляет собой тюремную дверь и орла, вылетающего из неё на свободу. На изготовление памятника, выполненного в традиционной для скульптора сварочной технике, ушло около тонны металла. Неподалёку от этого места стоит ещё одна скульптура художника — «Крест несущий», она тоже посвящена Достоевскому. Идея навеяна "Записками из Мертвого дома" Металлическая скульптура состоит из двух основных деталей, изображающих массивную тюремную дверь и орла, который сквозь неё выходит на волю.
Источники

Годы, прошедшие не бесплодно : (Ф. М. Достоевский и Омск) : указ. лит. за 1860-2002 гг. / М-во культуры Ом. обл., Гос. учреждение культуры Ом. обл. «Ом. гос. обл. науч. б-ка им. А. С. Пушкина, Информ.- библиогр. отд. ; сост. Е. И. Каткова ; редкол. : Л. В. Лапина, Н. Н. Дмитренко, О. П. Леонович. – Омск : ОГОНБ им. А. С. Пушкина, 2006. – 543 с.
Достоевский в смене эпох и поколений = Dostoyevsky's works through thesuccession of ages and generations : сб. материалов Междунар. науч. конф. (Омск, 13-15 окт. 2011). – Омск : Ом. гос. ун-т им. Ф. М. Достоевского : Ом. гос. лит. музей им. Ф. М. Достоевского, 2011. – 413 с.
Достоевский и Омск: диалог через века : [альбом] / М-во культуры Ом. обл. – Омск, 2011. – 303 с.
Вайнерман В. С. «Поручаю себя вашей доброй памяти…» : (Ф. М. Достоевский и Сибирь) / В. Вайнерман ; фотоил. В. Шевырногова. – 2-е изд., испр. и доп. – Омск : Наследие. Диалог-Сибирь, 2001. – 263 с.
Знаменательные и памятные даты Омского Прииртышья, 2013. – Омск : Ом. гос. обл. науч. б-ка имени А. С. Пушкина, 2012. – С. 208.
Памятники истории и культуры Омской области : [сб. ст. : в 2 вып.] / Ком. по культуре и искусству Администрации Ом. обл. [и др.] ; сост. и науч. ред. П. П. Вибе. – Омск : РИО, 1995. – [Вып. 2]. – 167 с.
Владимирова И. Гауптвахта – старейшее здание Омска / И. Владимирова, Д. Преображенский // Архитектура и стр-во Ом. обл. – 2005. – № 2-3. – С. 21.
Поспелова Л. Б. История сноса Тарских ворот Омской крепости // Изв. Ом. гос. ист.-краевед. музея. – 2003. – № 10. – С. 217–223.
Коновалов И. Л. Тарские ворота Омской крепости. Искусство реставрации памятников истории, культуры, архитектуры города Омска // Русское искусство. – Омск, 2007. – С. 100–103.
Памятники Ф. М. Достоевскому в г. Омске // Годы, прошедшие не бесплодно : (Ф. М. Достоевский и Омск) : указ лит. за 1860-2002 гг. – Омск, 2006. – С. 400-403.
Энциклопедия города Омска : в 3 т. / Администрация г. Омска. – Т. 3, кн. 2: Омск в лицах : Л-Я / [под ред. И. А. Кольца и др.]. - Издатель-Полиграфист, 2011. - 691 с.
Басаев В. Р. Омский кадетский корпус: история и современность / В. Р. Басаев ; предисл. Л. К. Полежаева. – Омск : Ом. дом печати, 2003. – 173 с